Зависимость от гаджетов — проблема современного общества. Мы проводим в виртуальном мире часы, забывая о реальной жизни, вредим своему психологическому и физическому здоровью. Особенно негативно зависимость от гаджетов сказывается на детях. Самое печальное, что многие родители сами приучают малышей к смартфонам и планшетам.
Вместо того, чтобы провести со своим чадом время, они дают ему в руки телефон и оставляют на самого себя. Существует целый ряд причин, по которым делать это не рекомендуется.
Возраст от 0 до 3 лет очень важен для развития зрения, формирования речевого аппарата и обогащения словарного запаса малышей. Детям до 3 лет особенно важно как можно больше разговаривать с родителями и сверстниками, а не с маминым смартфоном.
Чем больше родители проверяют почту, прокручивают ленту новостей, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями. Малыш сам становится зависимым от портативных устройств, Интернета и телевидения. Живая коммуникация в семье сводится к нулю, как и формирование доверительных отношений в будущем.
В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген. Мы даже спим с ними, а потом удивляемся почему смертность от рака настолько высока.
Влияние на развитие мозга
Мозг младенца втрое увеличивается в размерах с момента рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями из окружающей среды или их отсутствием. Чрезмерное общение ребенка с гаджетами с самых малых лет чревато когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции и самодисциплине.
Физическая активность улучшает внимание и способность к познанию и усвоению нового. Сидение с планшетом или телефоном приводит к недостатку движения.
Ребенок настолько увлекается виртуальным миром, испытывая сожаление от того, что не может перенести его в реальный, что не может уснуть. Он слишком перевозбуждается, играя на планшете, поэтому ему не хочется расставаться со своими эмоциями и отходить ко сну.
Психологические расстройства
Интернет-зависание часто приводит к замкнутости и развитию фобий. Ребенок предпочитает общение с гаджетом или в социальных сетях. У него развивается аутизм и расстройство привязанности.
Чрезмерное использование детьми электронных технологий не только влияет на психику и способность малышей к эмпатии, но и делает их более уязвимыми в условиях реальной жизни, которую они, по большому счету, не знают. Время, проведенное в виртуальном мире, не всегда учит жизни в социуме. У ребенка развивается «синдром программиста». Поверхностное знание электронных устройств еще не обеспечивает профессионального успеха, технологии постоянно совершенствуются, и успевать за ними сложно.
Гаджеты — необходимая часть современной жизни. Нужно позволить ребенку учиться пользоваться смартфоном, но не слишком рано. Не стоит всовывать телефон в руки годовалому ребенку лишь для того, чтобы отвлечь его внимание. В годик ребенку можно показать столько интересного в привычном нам окружающем мире, для этого вовсе не нужны смартфоны.
Американская академия педиатрии заявляет, что дети в возрасте 0–2 лет вообще не должны подвергаться воздействию электронных устройств. В возрасте от 3 до 5 лет должны пользоваться гаджетами не более одного час в день, а с 6 до 18 лет — до двух часов в день.