ИГЕНЧЕ
-10 °С
Болытлы
75 лет Победы
Барлык яңалыклар
Общие статьи
13 март 2020, 11:50

«Будем рациональными потребителями!»

В 2020 году Всемирная организация потребителей призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов. В связи с этим 15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель».
Современное общество часто называют обществом потребления. Нa поведение людей кaк потребителей действует множество фaкторов - деньги, обрaзовaние, зaботa о личном здоровье, модa, реклaмa - они формируют мотивации и вкусы человека. Неумеренное потребление теснейшим образом связано с резким увеличением нагрузки на природные ресурсы, количество которых стремительно убывает как из-за роста населения Земли, так и возрастания его потребностей. Уже давно потребление большого количества населения вышло за рамки необходимого для физического существование. Однако в последние десятилетия уровень потребления в мире и, соответственно, расходование ресурсов стали возрастать особенно резко.
С проблемой неуправляемого потребления связана и другая экологическая проблема - образование большого количества отходов, опасных и для окружающей природной среды, и для здоровья человека.
Давайте посмотрим, в контексте этой темы, на нашу жизнь как членов общества потребителей. Насколько наше мировоззрение можно назвать потребительским? Зачастую, заходя в магазин, мы еще не решили, что именно будем покупать. Иногда мы заходим туда просто так, чтобы отдохнуть, купить какую-нибудь вещицу, ради собственного удовольствия.
Со временем, однако, эти «маленькие удовольствия» становятся все важнее и важнее, и постепенно могут превращаться в основной смысл жизни. Многие люди изначально склонны (в большей или меньшей степени) воспринимать покупки как важный фактор, помогающий избавиться от стресса, подтверждая определенный социальный и материальный статус, облегчая процесс утверждения и общения в той или иной социальной группе.
Одним из наиболее действенных стимулом непрерывного излишнего потребления является реклама. Реклама формирует потребительское поведение человека, так называемого «неистощимого Потребителя», который будет безостановочно и рефлекторно покупать и потреблять. Когда большинство населения культивирует потребительский образ жизни, мы создаем инфраструктуру, ориентированную на производство и продажу как можно большего количества продуктов и товаров максимально возможному числу покупателей. Это приводит к повышению расхода природных ресурсов. К тому же возникает психологическая потребность оправдать покупки ненужные, далеко не всегда полезные для нашего здоровья, захламляющие наше жилище.
Каким образом мы может приблизиться к обществу рационального потребления? Чрезвычайно важно оптимизировать свои потребности и покупать только действительно нужные товары и продукты.
Потребительское мировоззрение имеет самые пагубные последствия для окружающей среды. Все больше людей в экономически рaзвитых стрaнaх осознaют, что более умеренное потребление помогaет сохрaнить природные ресурсы и снизить уровень зaгрязнения окружaющей среды. Жизненно важно развитие нового, экологического мышления и у жителей нашей страны. Понятно, что оно не возникает само собой, а требует усилий человека - определенных знаний и использования их в ежедневной жизни.
Каждый человек может осознать свою личную ответственность за непосредственное природопользование. Ее неотъемлемой частью является рациональное потребление. Постараемся не придерживаться потребительского мировоззрения, и постепенно превращать наше общество в общество рационального потребления.
Р. Ахмадишина, заместитель начальника Туймазинского территориального отдела
Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан.
Читайте нас в