КОРР.: Радий Фаритович, здравствуйте!
Радий ХАБИРОВ: Добрый вечер!
КОРР.: У вас уже завершилось голосование. Можно ли говорить о явке? Обычно в Башкортостане довольно активно голосуют. Я смотрел данные по явке в течение дня. Она была очень высокая
Радий ХАБИРОВ: Действительно, голосование у нас завершилось час назад.
Поэтому мы уже можем говорить о цифрах явки. Она составила порядка 90 процентов. Наша республика всегда отличалась высокой политической избирательной культурой и активной сознательностью наших жителей. Так произошло и в этот раз.
Плюс к этому мы предпринимали ряд действий, которые даже в условиях коронавирусной инфекции создали дополнительные стимулы, чтобы люди пришли на голосование. Так, в города приехали наши фермеры, провели большие ярмарки.
Это всё в совокупности и привело к тому, что проголосовало 90 процентов наших жителей.
КОРР.: 90 процентов – это очень существенный результат. Скажите, пожалуйста, что вы фиксировали во время голосования? Много ли было жалоб или нарушений?
Радий ХАБИРОВ: Я специально попросил в нашей Центральной избирательной комиссии справку о том, сколько было жалоб.
Было восемь обращений, даже не жалоб. Где-то интересовались особенностями голосования, где-то получали консультацию. То есть мы фиксируем совсем маленькое количество обращений.
Да и суть голосования, само содержание поправок были, на мой взгляд, очень позитивными. Очень важно, что голосование было растянуто на семь дней. Это существенно помогло нам в контексте соблюдения всех санитарно-эпидемиологических правил, поскольку мы понимаем, что ещё живём в сложных условиях.
Всё это вместе способствовало тому, что настроение на участках было очень позитивным. Люди приходили с улыбками и добрым, хорошим настроением.
КОРР.: Наблюдателей у вас в республике много?
Радий ХАБИРОВ: У нас очень много наблюдателей – несколько тысяч. Практически все члены Совета по правам человека при Главе республики работали во всех муниципалитетах. У нас довольно ершистый Совет по аналогии с Советом по правам человека при Президенте Российской Федерации. Мне представляется, что все необходимые условия для работы наблюдателей мы тоже создали.
Основное количество наблюдателей шло через Общественную палату нашей республики, Российской Федерации. Поэтому я думаю, что полный объём задач в этой части мы выполнили.
КОРР.: Радий Фаритович, скажите, когда примерно будут результаты из Башкортостана. Час уже идёт подсчёт, еще какое-то время он продлится. У вас много КОИБов, которые позволяют автоматически, практически моментально считать голоса?
Радий ХАБИРОВ: Знаете, у нас всё-таки всего лишь один бюллетень и всего лишь один вопрос. Поэтому точно в течение часа-двух мы посчитаем. У нас уже час идёт подсчёт голосов. И мы постараемся оперативно закрыть эту историю, чтобы не было каких-то ненужных разговоров и чтобы нам в целом закрыть все участковые комиссии. Поэтому здесь всё идёт довольно организованно.
Во время подготовки к проведению голосования мы провели несколько социологических опросов. И то, что сегодня происходит в республике, для нас совсем не секрет или что-то неожиданное. Все социологические опросы, которые мы проводили, показывали примерно такую же явку и результат, который все мы чуть позже узнаем. О нём я пока не хочу говорить.
КОРР.: Да, давайте дождёмся окончания голосования в Калининграде. Остаётся уже меньше двух часов до того, как оно закончится по всей территории России. Радий Фаритович, у нас Конституция, конечно, прямого действия. Но при этом мы понимаем, что многие из поправок, если они будут приняты, потребуют дополнительных законодательных актов и более точного регламентирования того, как они будут исполняться. Как Вам кажется, как и когда россияне почувствуют, что Конституция изменилась, если она изменится?
Радий ХАБИРОВ: Действительно, обо всём мы пока говорим в сослагательном наклонении с учётом того, что надо дождаться результатов.
Всё-таки Конституция – это юридический документ, который потребует принятия законодательных актов на уровне Федерации и, может быть, дальнейшего развития нормативно-правовых актов на уровне субъектов. Но я полагаю, что прежде всего это глубокий философский, политический документ, который определяет вектор развития нашей страны на годы вперед. Это мы уже сейчас понимаем.
В нашей республике мы фиксируем, что в ходе дискуссии о поправках пришло понимание её значимости. Были разные точки зрения. Но в целом наше общество сплачивается вокруг тех идей, которые есть в Конституции.
Поэтому я подчёркиваю: то, что мы проголосовали, – это уже сам по себе результат. Сейчас мы подведём итоги голосования. А всё остальное – это уже, наверное, вопросы к Государственной Думе, которая у нас довольна эффективна и тоже быстро всё отработает.
КОРР.: Спасибо большое, что были с нами на связи.